Как сын мельника задал стандарт аристократам. История Генри Ройса

К 155-летию создателя знаменитой марки Rolls-Royce АиФ.ru рассказывает историю человека незнатного происхождения, начавшего подсобным рабочим, а закончившего — легендой, баронетом и создателем машин-символов аристрократии.

Компания Rolls-Royce уже более века выпускает аристократические автомобили. Однако создал ее вовсе не родовитый человек, не имевший специального образования. Кем же был прославленный английский промышленник?

Генри Ройс родился в семье мельника 27 марта 1863 года в английском городе Алваторе. Отец будущего конструктора Джеймс Ройс не очень хорошо вел бизнес и вскоре разорился. Мельницу пришлось продать, и десятилетний мальчик отправился искать работу. Начал он с продажи газет, а когда немного подрос, то отправился на железную дорогу подсобным рабочим. Но мечта о чем-то большем не оставляла подростка. По вечерам он бежал в букинистические лавки и покупал книги по механике и электротехнике. Для знакомства с передовыми техническими наработками ему пришлось учить французский и немецкий языки. Наконец молодому человеку улыбнулась удача и он нашел неплохое место на заводе Хайрема Максима, выпускающем знаменитые пулеметы. Генри Ройсу выпала честь обслуживать сложные подъемники и краны. На оружейном заводе молодой человек и научился всем премудростям, которые и помогли ему впоследствии создавать передовые двигатели.

Пулемет Максима. Инфографика

Оружейное производство на рубеже XIX и XX веков, как и сейчас, являлось самой передовой из всех обрабатыващих отраслей промышленности. Высокие требования по точности обработки металла и строгие допуски творили с техникой чудеса. Пулеметы Максима могли выдерживать чудовищные нагрузки и стреляли на испытаниях по несколько часов без остановки. Уже будучи инженером, Генри Ройс усвоил правило: только строжайшая точность и тщательный расчет помогают создавать безотказную технику.

В самом расцвете сил

К 40 годам Генри скопил небольшой капитал, обзавелся связями и стал подумывать над собственным делом. В те годы активно развивалась электротехника. Спрос на новые приборы оказался велик, и Ройс с привлечением сторонних средств в 1903 году основал небольшую фирму F. H. Royce&Co. С автомобилестроением его связал случай. В те годы автомобильные производства были мелкосерийными и на рынке существовало огромное количество разных марок. Генри Ройс купил себе французский Decauville и тут же столкнулся с проблемами. Машина часто ломалась, постоянно требовала ремонта. Инженер старался чинить ее своими руками, а по ходу процесса придумывал свои конструктивные решения. И вот так между делом он разработал усовершенствованный двухцилиндровый мотор с двухколенчатым валом, где поршни действовали в противофазе. За счет этого удалось погасить лишние колебания и уменьшить вибрации силового агрегата. В итоге машина стала работать намного тише, вызывая восторги у наблюдателей. Изготовив к ней легкий деревянный кузов со складным матерчатым тентом, Генри Ройс решил наладить производство в Манчестере.

Грамотно размещенные в The Times рекламные статьи привлекли внимание инвесторов. Главным из них стал сын английского лорда Чарльз Стюарт Роллс.

Встреча двух талантливых людей состоялась в отеле Midland в Манчестере. Чарльз Роллс рассказал о своих увлечениях автоспортом и о продажах французских машин, которыми занимался год. Но он мечтал о большем и — по рекомендации отца — стремился создать механическую обрабатывающую фабрику.

Для начала дела требовался талантливый инженер для разработок собственных конструкций. Генри Ройс с его инженерным чутьем и Чарльз Роллс с его связями отлично подходили друг другу. Они хлопнули по рукам. В 1904 году на свет родилась компания Rolls-Royce.

Качество — всему голова

Получив финансовые вливания, Генри Ройс принялся за дело. За один год он реализовал крупный двигателестроительный проект. Теперь на одно шасси можно было ставить три различных бензиновых двигателя на выбор. Это были версии, развивающие 10, 20 или 30 лошадиных сил. Причем впервые был реализован модульный принцип конструирования двигателей. Из готовых комплектов можно было создавать двухцилиндровые или четырехцилиндровые моторы. Потом к ним добавились шестицилиндровый и восьмицилиндровый рядный агрегаты. Эти машины тут же приняли участие в гонках. Страсть Чарльза Роллса к скорости заставляла его пилотировать спортивные болиды лично. Уже в 1906 году спортивный прототип Генри Ройса завоевал несколько наград в Австралии и в Англии.

В 1906 году был представлен легендарный Rolls-Royce Silver Ghost, ставший символом английской аристократии. Его конструкция представляла собой рамный кузов с двигателем и с трансмиссией в сборе, на которые сверху различные ателье могли устанавливать деревянные и металлические кузовы. Завод Rolls-Royce изготавливал каждый автомобиль под заказ, стараясь придать машинам индивидуальный лоск. Особое внимание отводилось качеству и надежности машин.

Памятен случай, когда сэр Клод Джонсон, секретарь Королевского автоклуба, решил провести испытания на выносливость для Silver Ghost. Автомобиль прошел 15 тысяч миль на пределе возможностей. Порой гонщик разгонял его до 120 км/ч. Почти месяц проходили ресурсные тесты, по результатам которых в журнале поломок оказалась только одна запись. На машине от вибраций отвалился крантик запора топливной системы стоимостью 2 фунта.

Silver Ghost долгие годы был единственной моделью компании. Его закупали королевские дома Европы и очень состоятельные финансисты и промышленники. В 1913 году этот автомобиль был представлен на выставке в Санкт-Петербурге. Николай II приобрел несколько машин для императорского гаража. Затем эти автомобили служили в советском правительственном парке. Был свой Rolls-Royce и у Владимира Ленина.

Несмотря на триумф в автомобилестроении, Генри Ройс ставил для себя новые цели. Основную прибыль фирме приносили совсем не машины.

Рывок в небеса

Молодой Чарльз Роллс, помимо автоспорта, увлекался авиацией. С 1898 года он совершал регулярные полеты на воздушных шарах, а в 1903 году стал соучредителем Королевского аэроклуба и получил вторую по счету лицензию пилота в Англии.

Для новых самолетов требовались мощные и надежные двигатели. Генри Ройс отложил в сторону автомобили и принялся за их разработку. Уже к 1910 году первые авиационные моторы были готовы и проходили испытания. 2 июля 1910 года Роллс поставил мировой рекорд в скоростном перелете через Ла-Манш и обратно. Этот рекорд позволил привлечь внимание к новой продукции фирмы, а личные связи лорда Роллса помогли выйти на военные заказы. В преддверии мировой войны компания включилась в производство самолетов.

Чарльз Роллс был к тому времени уже прославленным авиатором, стараясь быть первым во всем. Это ему удалось даже в трагедии. Он оказался первым британцем, разбившимся в авиакатастрофе. Отважный пилот сам испытывал свои самолеты и во время полета погиб при выполнении сложного маневра. Самолет буквально развалился в воздухе от перегрузок. Это был удар для друзей, близких и деловых партнеров.

Еще одной бедой стали проблемы со здоровьем у Генри Ройса. В 1911 году он фактически слег, а в начале 1912 года ему была сделана сложная операция. Но Генри выкарабкался и продолжил дело фирмы Rolls-Royce.

Деловые связи Чарльза Роллса продолжали работать, помогали и его именитые родственники, которые стали наследниками промышленных цехов Rolls-Royce. Политическая обстановка в Европе накалялась, и в Rolls-Royce стали поступать крупные военные заказы.

Двигатели Rolls-Royce ставились на самолеты Антанты и к концу войны поднимали в воздух почти половину всего воздушного флота союзников. Компания Rolls-Royce выпускала также броневики, грузовики и делала двигатели для танков. Из войны фирма вышла с прибылью и продолжила авиационные разработки.

Следующий технологический рывок был совершен в середине двадцатых годов. Инженеры компании разработали принципиально новый агрегат R-R Kestrel мощностью 700 лошадиных сил. Этот двигатель трудился не только в военной авиации. Благодаря ему на крыло встали и гражданские самолеты. Многие страны производили его по лицензии.

За эти авиационные разработки и за большой вклад в победу в Первой мировой войне в 1930 году король Георг V присвоил Генри Ройсу титул баронета.

Но самым известным авиационным двигателем Генри Ройса стал двенадцатицилиндровый R-R Merlin мощностью более 2000 л. с. Эти моторы во Вторую мировую войну были установлены на огромном количестве самолетов союзников. Различными вариантами мотора комплектовались самолеты Avro Lancaster, De Havilland Mosquito, Supermarine Spitfire, Hawker Hurricane, North American P-51 Mustang и многие другие. Всего было произведено более 150 тыс. двигателей R-R Merlin в 55 модификаций.

Но этого триумфа Генри Ройс уже не увидел. В 1933 году, в самый разгар работы над R-R Merlin, он умер, оставив после себя колоссальный технический и технологический задел. В память о великом конструкторе и основателе компании буквы R-R на эмблеме Rolls-Royce приобрели черный цвет. До этого они были красными. Но со смертью основателя дела компании не остановились. Впереди была эпоха реактивных моторов, в которой Rolls-Royce захватил лидирующие позиции. Сейчас корпорация является одной из самых крупных в мире промышленных империй.

Источник

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Comments links could be nofollow free.